... |
В следующей серии экспериментов менялись положения секторов ускорения и торможения. Положение сектора ускорения оказалось близко к оптимальному. Оптимальное значение начала сектора торможения φ1 оказалось близко к 90° (φ1 ≈ 89.5 ± 0.5°). При этом значении φ1 |
Инерцоиды В. Н. Толчина не нуждались в такой оптимизации. Он устанавливал зоны ускорения и торможения, исходя из наименьшего их влияния на процесс движения инерцоида. «Действие двигателя не сказывается на поведении корпуса механизма, если включение двигателя производится не раньше минус 330 градусов». ст. 10. «Инерцоид». Поэтому этот способ увеличения скорости виброхода не имеет отношения к инерцоидам В. Н. Толчина. |
v ≈ 4.27 см/с; в случае значения φ1 = 160°, использованного В. Н. Толчиным, значение средней скорости v ≈ 2.01 см/с. С учётом этого обстоятельства дальнейшие расчёты (первый вариант) велись при |
|
φ1 = 160°, γ = 0.3, r = 0.3, c2 = 20, c3 = 19 |
(4.15) |
и различных значениях величины трения c1. |
На рис. 5 сплошной линией представлена зависимость средней скорости установившегося движения инерцоида v от величины трения. Как видно, обычно уменьшение трения приводит к увеличению скорости. Однако, существует небольшой интервал c1 = 0.4 ÷ 1.1, в котором скорость уменьшается при уменьшении трения. |
Интервал c1 = 0.4 ÷ 1.1, соответствует интервалу μос1 = 0.816 ÷ 2.243 (μос1= k1·c1/g). Величина нижней границы этого интервала больше, чем у колеса инерцоида, изготовленного из мелкозернистого шлифовального камня с осью из чугуна, работающего без смазки (μ = 0.72 в движении, для оси из железа и стали μ = 1.0). Очень трудно представить себе, что Толчин мог применять подобные колёса. Верхний предел интервала, даёт трение больше веса инерцоида и поэтому совсем не реален. Практика сильно завышать трение, очень характерна для оппонентов В. Н. Толчина, так как при маленьком трении не удаётся получить расчётное ускорение соответствующее опыту. Однако даже при сильном завышении трения, скорость программной модели центробежного виброхода всегда меньше скорости эквивалентного инерцоида при той же тактовой частоте. |
Локальный максимум v ≈ 5.27 см/с соответствует c1 ≈ 1.08; локальный минимум v ≈ 3.25 см/с достигается при c1 ≈ 0.04?. При малых значениях трения (c1 < 0.1) первая модель не даёт установившегося решения – за каждый такт увеличивается скорость вращения грузиков. Это обстоятельство явно говорит о неадекватности первой модели с реальным устройством. В этой модели в каждом периоде имеется добавка к энергии вращательного движения, равная |
|
ΔE = γ·R2·(c2·(φ4 - φ3) - c3·(φ2 - φ1)). |
(4.16) |
Если затраты на трение меньше, чем ΔE, угловая скорость вращения грузиков будет неизбежно нарастать. Из дифференциального уравнения видно (вычислительный эксперимент подтверждает это), что при малом внешнем трении dω/dφ ∼ 1/ω. |
c1 = 0.1 это μ1 = 0.01 или μос1 = 0.195 (μос1= 3·k1·c1/g/π). Это значение параметра уже близко к диапазону трения, в котором работают инерцоиды, но факт неадекватности модели не позволяет нам исследовать поведение виброхода при c1 < 0.1, в переделах этой модели, а жаль. |
Этих недостатков лишена вторая модель, в ней независимо от внешнего трения всегда возможен периодический режим вращения. Но прежде чем перейти к результатам испытания второй модели, опишем ещё результаты расчёта по первой модели с добавлением к внешнему кулоновскому сопротивлению квадратичного слагаемого |
|
f1(v) = -c1·sign(v) - c4·v|v|. |
(4.17) |
При c4 ≠ 0 первая модель позволяет достичь установившегося режима при c1 → 0. Пунктирная линия на рис. 5 соответствует расчётам при c4 = 0.4. Как видно, эта квадратичная добавка к трению существенно сказывается при c1 < 0.4. |
После локального максимума vс ≈ 4.16 при c1 ≈ 0.25 средняя скорость падает с уменьшением c1 и достигает нуля при c,1 ≈ 0.135. При c1 < c,1 инерцоид в среднем движется в обратную сторону (v < 0), достигая при c1 = 0 значения v ≈ - 1.22 см/с. Этот факт не удивителен. При c1 = 0 работает только квадратичное слагаемое в (4.17). Расчёты [9] с таким трением всегда давали движение инерцоида с v < 0. |
Перейдём к обсуждению результатов расчёта при |
|
γ = 0.3, R = 0.3, c2 = 65, c3 = 10, c4 = 0 |
(4.25) |
Здесь надо обратить внимание на особенности тормозного устройства, реализованного по закону , так как , то можно записать равенство |
и различных c1 (положение секторов ускорения и торможения соответствовало (1.1)). Для указанных параметров из формул (4.21, 4.22) следует, что ω0 ≈ 8.00, ω1 ≈ 11.50, T ≈ 0.660 (по формуле (4.24) период примерно 1% меньше). Расчёты показали, что действительно при больших значениях трения, когда инерцоид в основном стоит, период согласуется с формулой (4.22). При малых значениях c1 период немного меньше. Так, например, при c1 = 0.10 T ≈ 0.637 с. При средних значениях c1 близких к c1 ≈ 2.0 период достигает максимального значения T ≈ 1.12 с. |
Согласно [3] каждый такт инерцоида начинается с покоя. Это не совсем так, и наиболее отчётливо это видно на зависимости скорости от угла v(φ), – интервал с нулевой скоростью заканчивается в конце периода при φ ≈ 343°. Максимум x (ход вперёд), равный 5.94 см, соответствует φ ≈ 144°. После этого инерцоид движется в обратную сторону (ход назад), затем покоится в интервале φ от 246° до 343°. Максимум скорости v ≈ 68.9 см/с достигается |
Рис. 6 Зависимости x(φ), v(φ), ω(φ) в установившемся периодическом режиме для параметров (4.25) при c1 = 2, φ1 = 160° (вторая модель) |
c1 = 2 это μос1 = 3·k1·c1/g/π = 3·20·2/9.80665/π = 3.895. Поэтому графикам, приведённым на рис. 6 и 7 невозможно поставить в соответствие подобное движение реального инерцоида В. Н. Толчина. Эти графики демонстрируют формальное движение виброхода при уровне трения значительно выше того, которое можно получить при использовании стандартных материалов для изготовления колёс. ... |
при φ ≈ 78°, затем скорость уменьшается до нуля при φ ≈ 144° (этот момент соответствует максимуму x) и достигает наименьшего значения v ≈ -24.4 см/с при φ ≈ 179°. И, как уже отмечалось при обсуждении зависимости x(φ), в интервале φ от 246° до 343° скорость равна нулю. Увеличение трения, естественно, увеличивает этот интервал. В зависимости угловой скорости от угла отчётливо видны изменения ω на интервале торможения (160° – 180°) и ускорения (330° – 360°). Максимум угловой скорости ω ≈ 9.98 рад/с достигается при угле φ ≈ 79°; на интервале без движения (v = 0) угловая скорость имеет минимальное постоянное значение ω ≈ 3.74 рад/с. Выход на обсуждаемый установившийся режим движения осуществляется за 7 периодов (v(0) = 0, ω(0) = 6.9) с точностью до (см.(4.12)) ε = 10-3. При этом величина de (4.11), характеризующая степень выполнимости закона сохранения энергии, убывает по модулю от значения на первом шаге, примерно равном -36.5% с множителем ≈ 0.19 – 0.25. |
|
Таблица 2 |
|
По рисункам и интегральным характеристикам видно, что при оптимальном варианте расположения сектора торможения значительно уменьшена возвратная фаза движения инерцоида. Именно это обстоятельство в основном и приводит к повышению средней скорости более чем в 2 раза. |
Перемещение за период при c1 → 0 примерно равно 17.4 см/с·0.637 с = 11.084 см., т. е. практически равно перемещение в оптимизированном варианте при c1 = 2, 11.67·1.04 = 12.137 см. Увеличение скорости произошло только за счёт увеличения тактовой частоты. Это перемещение меньше амплитуды 18 см. Оно меньше амплитуды и при c1 ≈ 0.33, т. е. в максимуме скорости. Подобная ситуация не соответствует реальному движению инерцоида. ... |
Три стрелки на рис. 8 показывают увеличение vср при смене фиксированного значения начала |
Рис. 7 Зависимости x(φ), v(φ), ω(φ) в установившемся периодическом режиме для параметров (4.25) при c1 = 2, φ1 = 114° (вторая модель) |
сектора торможения φ1 = 160° на оптимальное φ°1. Оптимальное значение начала сектора торможения оказалось зависящим от величины трения. Так, оптимальные значения φ°1 для значений c1 = 2, 3, 4 соответственно равны 114°, 105°, 136°, а соответствующие коэффициенты увеличения средней скорости ≈ 2.19, 1.77, 1.11. ... |
Результаты расчётов, представленные на рис. 5, 8, показывают сильную зависимость скорости инерцоида от величины трения. Причём, наряду с типичной и легко понимаемой убылью скорости при возрастании трения, существуют области с "аномальной" зависимостью; на границе указанных областей dvср/dc1 = 0. Выполненные расчёты соответствуют двухпараметрической модели трения (4.17), в которой параметр c4 обычно полагался равным нулю. Реальные зависимости силы трения от скорости сложнее. В частности, не учтена убыль трения при возникновении движения (область малых значений скорости). Согласно данным [3] трение качения в 3 – 4 раза меньше трения покоя. Учёт этого факта потребует добавления в (4.17) как минимум ещё одного параметра. |
|
|
|
Библиографический список 1. Толчин В. Н. Основные начала механики в материалистическом понимании. Пермь, 1968. С.114. |