Статья из сайта petrovlam.ru автор Петров В. М. Введена:03.11.11 Михаил, желаю Вам самого Доброго Вечера! M = R × T Рис. 1 На рисунке 2 схема слегка изменена. Теперь вместо обечайки используется плоская стенка (голубой цвет). Всё остальное оставлено без изменения. Рис. 2 Вопрос 1: Поскольку тангенциальная сила Т отсутствует, постольку можно предположить, что для вычисления момент можно применить формулу: M = s × P При этом положение цапфы, вокруг которой вращается тяга, относительно оси ротора значения не имеет. В частном случае тяга может принимать вид и такой, как показано на рисунке 3. Или любой другой вид. Рис. 3 Я правильно понимаю? Мой ответ в письме был такой: Здравствуйте, Владимир Максимович. Формула M = P·s, правильна. Однако, во всём этом есть особый случай. Этот ответ требует уточнения. В формуле M = P·s, появится ещё одно слагаемое. FR·cos(β) = P; FR·sin(β) = Fr; Fr = P·tg(β); S = R·cos(β + γ). M = P·R·cos(γ) - Fr·R·sin(γ) = P·R·cos(γ) - P·R·tg(β)·sin(γ) = = P·R·cos(γ) - P·R·(sin(β)/cos(β))·sin(γ) = = P·R·(cos(β)·cos(γ) - sin(β)·sin(γ))/cos(β) = P·R·cos(β + γ)/cos(β). M = P·R·cos(γ) - Fr·R·sin(γ) = P·s - Fr·R·sin(γ) = P·R·cos(γ) - P·R·tg(β)·sin(γ). Этот же результат можно получить из более общей расчётной схемы на предыдущей странице. ...
Статья из сайта petrovlam.ru автор Петров В. М. Введена:04.11.11 Михаил, желаю Вам самого Доброго Вечера! Рис. 3 1. Если считать штангу строго горизонтальной, то будет ли при этом падение груза генерировать момент вращения на роторе? Я правильно мыслю? ролик не может повернуть ротор, так как он перемещается перпендикулярно тяге. Формула M = P·s будет работать всегда правильно за исключением подобных особых точек и это надо учитывать при её использовании. Если правильно (в противном случае – упрёмся в нонсенс), то придётся менять методику вычисления величины генерируемого момента. Нельзя допустить, чтобы формула выбиралась в зависимости от того, насколько близко тяга приблизилась к горизонтальности. 2. Причём здесь вообще какая-то штанга с её особой угловой ориентацией?! 3. Если согласиться с тем, что генерируемый грузом положительный момент вращения направлен ПО часовой стрелке, то уже в следующий (очень короткий) отрезок времени (после горизонтальной ориентации) штанга, попав в область, граничащую с горизонтальностью, начнёт генерировать на роторе положительный момент вращения, хотя бы потому уже, что наклонная тяга начинает передавать цапфе компонент от вектора Р, направленный вдоль тяги. А это самоуправство не предусмотрено Вашей формулой! 4. В следующий отрезок времени груз продолжает падать. Груз уже НЕ контактирует со стенкой, но ещё не долетел до препятствия. Тут решение явно НЕ однозначно. С одной стороны - от груза цапфе через тягу передаётся компонента от вектора Р, направленная вдоль тяги и понуждающая ротор к положительному вращению. 5. В конечном счёте, тяга упадёт-таки на ось ротора. И что делать в этой ситуации - вообще лучше оставить на потом. Да, Владимир Максимович, рисунок с почти горизонтальной тягой весьма кстати, так как наводит на проблему, которую надо рассмотреть более подробно. Что касается выбираемых формул, то здесь наши возможности весьма ограничены, рядом 13.11.2011 г.
Я чуть-чуть изменил схему. Теперь ротор отсутствует. Он превратился в шатун. С точки зрения математика – ничего НЕ изменилось. Я прав? Хотя теперь очень даже видно, что мгновенному моменту вращения будет не всё равно, с какой позиции шатун начинает своё движение. И это – при том, что, и начальное положение груза в пространстве относительно оси шатуна, и его начальная масса остались прежними. Да, Владимир Максимович, математика останется прежней. Формула M = T·R, будет выражать идеальную ситуацию, строго справедливую только при отсутствии трения и деформаций. На опыте мы убедились, что она справедлива с достаточной технической точностью 12% в диапазоне 0 – 60°, при определённом, выбранном Вами, положении тяги. Формула M = T·R это выражение через математику свойств выбранной нами расчётной модели. Эту модель можно усложнить, введя в неё трение и деформацию и соответственно получить значительно более сложную формулу. Однако, стоит ли это делать, когда мы и так имеем достаточно полную картину о возможных особенностях рассматриваемой схемы. Единственная особая точка (для окружной направляющей) появляется, когда тяга строго проходит через радиус. На практике из-за трения это уже будет не точка, а целая угловая зона в районе радиуса (на рис.). В этой зоне давление тяги на окружную направляющую может значительно увеличивать величину трения и деформации, что может привести к заклиниванию механизма. Величина этой зоны существенно неопределённа, так как зависит от многих механических факторов, которые трудно учесть. Задача заключается не в поиске новых формул, которые описывают эту ситуацию лучше, а в правильном применении формулы M = T·R для окружной направляющей, с учётом известных особенностей. Формула M = T·R, появляется не как результат лобового применения математики, а в большей степени как результат выбора расчётной модели. Эта расчётная модель должна соответствовать механике Ньютона, и этим выбор модели сильно ограничен. На опыте Вы убедились, что расчётная модель построенная на основе "физических процессов" не соответствует опыту. ... С уважением Михаил. 19.11.2011 г.
О вечном реактивном двигателе. В интернете можно встретить следующие, подобные этим рассуждения. Если ракета движется со скоростью превышающей скорость истечения рабочего тела, то можно добиться того, что генерируемая реактивным двигателем полезная механическая мощность, будет больше, чем мощность, расходуемая на выброс рабочего тела, а значит привод со сверх–единичным коэффициентом полезного действия на этом принципе, возможен. Пусть относительно оси на радиусе R покоится реактивный двигатель, рабочим телом которого является шар. Энергия для ускорения шара сосредоточена в пружине, которая взводится внешним источником энергии. Начальная энергия системы E0, складывается из потенциальной энергии пружины Eп и энергии, необходимой на разгон Найдём связь между приращениями скорости шара vш и двигателя vд после распрямления пружины. Пусть масса шара m, а масса двигателя M. Пружина и все другие элементы системы для упрощения задачи не имеют массы. Приращение скоростей шара и двигателя при поступательном движении подчиняется закону сохранения импульса и не зависит от относительной скорости движения системы шар—двигатель (это доказано опытом). Будем считать, что срабатывание пружины происходит почти мгновенно, т. е. рассматриваемый участок траектории можно считать практически прямым, это нужно только для упрощения математики задачи. Энергия системы шар+пружина+двигатель всегда сохраняется относительно их общего центра масс (это доказано опытом). Фактически это внутренняя энергия системы шар+пружина+двигатель. Найдём скорость системы шар+двигатель после разгона. v = √(2·Eр/(m + M)). Найдём скорость шара и двигателя после разгона и распрямления пружины. Найдём полную энергию системы после разгона и срабатывания пружины. = m·v2/2 + m·vш2/2 + m·v·vш+ M·v2/2 + M·vд2/2 + M·v·vд= (1) = (m + M)·v2/2 + m·vш2/2 + m·v·vш+ M·vд2/2 + M·v·vд= = (m + M)·v2/2 + m·vш2/2 + M·vд2/2 + v·(m·vш + M·vд) = = (m + M)·v2/2 + Eп + v·(m·vш + M·vд) =, так как m·vш2/2 + M·vд2/2 = Eп. = (m + M)·v2/2 + Eп =, так как m·vш + M·vд = 0. = Eр + Eп = E0, так как Eр = (m + M)·v2/2. Таким образом, полная энергия системы после разгона и срабатывания пружины равна начальной энергии системы, т. е. даровой работы нет и не может быть. Обратите внимание на энергетическую сумму со смешанными скоростями (m·v·vш+ M·v·vд) в выражении (1). Относительно инерциальных систем отсчёта эта сумма всегда равна нулю. В неинерциальных системах отсчёта, например в центрифуге, эта сумма не равна нулю. В этом случае её физический смысл связан с наличием энергии "поля", т. е. искусственной гравитации в центрифуге. Эта энергия всегда потенциальна и не может быть использована для совершения работы на замкнутой траектории, т. е. предположение, что m·vш + M·vд ≠ 0, тоже не позволяет совершать даровую работу. В этом случае просто усложняется задача в силу наличия не инерциальной системы отсчёта. Михаил Ost 11.12.2011 г.
Работа центробежной силы. Рассмотрим вращающуюся центрифугу на радиусе R. Пусть ΔR – приращение радиуса R; ω = const – угловая скорость вращения центрифуги; v = ω·R – абсолютная скорость вращения на радиусе R; Δv = ω·ΔR – приращение скорости при изменении радиуса; m – масса тела. Для выполнения условия постоянства угловой скорости будем считать, что момент инерции центрифуги очень большой. ΔE = m·(v + Δv)2/2 - m·v2/2 = m·v2/2 + m·Δv2/2 + m·v·Δv - m·v2/2 = m·Δv2/2 + m·v·Δv. Пусть A = ΔE, т. е. считаем, что работа при движении тела вдоль радиуса, совершается за счёт изменения окружной кинетической энергии тела. g = ω2·ΔR/2 + ω2·R. При ΔR → 0 имеем,
g = ω2·R = ω·v. Момент силы действующий на тело, можно найти как производную по времени от момента импульса Находим силу Кориолиса Отменим условие ω = const, тогда Окружная сила равна
Истечение жидкости из отверстия вращающейся центрифуги. Найдем потенциальную энергию одного кубического метра жидкости, находящейся в центрифуге под действием искусственной гравитации центробежной силы
g = ω2·R Эту формулу можно записать по другому = ½·ρ·ω2·(Rпов+ Rдно)·(Rдно- Rпов) = ρ·ω2·Rср·ΔR, где (Rпов+ Rдно)/2 = Rср; Rдно- Rпов = ΔR. Пусть gср = ω2·Rср, тогда ½·ρ·vист2 = ρ·gср·ΔR. vист = √(2gср·ΔR). Эту формулу, часто называют формулой Торичелли, она показывает, что скорость истечения идеальной жидкости не зависит от физических свойств жидкости и определяется только высотой столба ΔR и ускорением свободного падения. В действительности скорость истечения жидкости будет зависеть, от геометрических характеристик отверстия, его расположения на стенке, числа Re. Поэтому в формулу Торичелли обычно вводится поправка, называемая коэффициентом скорости φ. При учёте указанной поправки скорость истечения будет Величина φ в общем виде как функция числа Рейнольдса может быть представлена φ = φ(Re). Её величина изменяется в пределах 0,94–0,99. Таблицы значений φ можно найти в гидравлических справочниках. Обратите внимание, что в этом варианте задача решается без учёта сил Кориолиса, и поэтому это решение является не строгим и применимо только при ΔR << R, т. е. когда "поле" центробежной силы можно считать однородным. При наличии градиентов в "поле" центробежной силы, движение жидкости усложняется. ... Михаил Ost 18.12.2011 г.
О реактивном движении. Комментарии к сообщению Виктора–V111 на сайте petrovlam.ru. «... Т.к. выброс массы рабочего тела будет происходить в течении периода времени, это значит, что первая часть массы воды уже вылетевшая из сопла передаст часть своей кинетической энергии остатку массы рабочего тела (воды) в маховике, которая ещё не успела выйти из сопла!!! Это значит, что остаток массы воды в маховике получил дополнительное увеличение кинетической энергии выраженной в виде роста остаточной скорости массы воды в маховике без дополнительных затрат энергии на ускорение маховика!!! Именно этот процесс частичного обратного возвращения кинетической энергии без дополнительных затрат энергии приводит не к экономии затрат энергии а к неограниченному росту КПД реактивной системы! Указанный рост КПД системы ограничен в данном случае не обычными вами любимыми 100%, а запасом воды в маховике, это значит, что при достаточном запасе воды в маховике при заданной скорости сброса воды, КПД системы легко ПРЕВЫСИТ 100%, ...». Вычислим дифференциал импульса ракеты Вычислим дифференциал импульса рабочего тела Для реального процесса истечения dv = dV = 0, так как израсходованное рабочее тело движется по инерции, и поэтому останется только Запишем уравнение закона сохранения импульса для ракеты в дифференциальном виде. Это уравнение соответствует трём законам Ньютона для любой выбранной инерциальной системы отсчёта, в любой момент времени (M + m)·dV + dmт·v = 0; (M + m)·dV - dm·v = 0 (1), где M – масса ракеты; m – оставшаяся масса топлива; dV – дифференциал скорости ракеты; dm – дифференциал оставшейся массы топлива; dmт – дифференциал истраченной массы топлива; m + mт = m0; dm = -dmт; v – скорость истечения топлива относительно ракеты. Из этого уравнения можно получить закон реактивного движения, разделив уравнение на дифференциал времени dt a = (dm/dt)·v/(M + m) (2.0) – ускорение ракеты в любой момент времени относительно выбранной инерциальной системы отсчёта. Сила тяги равна Найдем из (1) скорость ракеты при условии v = const. Это условие искусственное, так как скорость истечения зависит от ускорения ракеты. V - V0 = v·∫d(M + m)/(M + m) = v·Ln((M + m0)/M) = v·Ln(1 + m0/M) (3), где m0 – начальная масса рабочего тела; V0 – начальная скорость ракеты. Это формула Циолковского. Формула была получена интегрированием уравнения, полученного из закона сохранения импульса и поэтому согласованна с законом сохранения энергии. Функцию количества движения можно получить из функции кинетической энергии Уравнения (2.) соответствуют опыту, что подтверждает правильность уравнений (1). Запишем дифференциальное уравнение изменения энергии для системы ракета+(масса топлива). = (M + m)·V·dV + dm·V2/2 - dm·v2/2 - dm·V2/2 - dm·v·V = = (M + m)·V·dV - dm·v2/2 - dm·v·V = = {(M + m)·V·dV - dm·v·V} - dm·v2/2 = = V·{(M + m)·dV - dm·v} - dm·v2/2 = -dm·v2/2 = dmт·v2/2 (5), так как (M + m)·dV - dm·v = 0. Таким образом, энергия системы ракета+(масса топлива) всегда меняется на величину энергии затраченной на разгон рабочего тела при скорости истечения не зависимо от текущей скорости ракеты. Соответственно, если энергия рабочего тела была получена за счёт внешней энергии, то при использовании ракеты в качестве двигателя, даровой внешней энергии получить нельзя. Проинтегрируем уравнение dE = dmт·v2/2 на участке разгона при скорости истечения v = const Найдем энергию ракеты в конце разгона Eр = M·v2·Ln2((M + m0)/M)/2. Найдём коэффициент полезного действия при разгоне массы ракеты M К.П.Д = Eр/(Eр + Eт) = Eр/E0 = M·v2·Ln2((M + m0)/M)/2/(m0·v2/2 + M·v2·Ln2((M + m0)/M)/2) =, где E0 – полная механическая энергия топлива. = 1/(1 + m0·v2/2/(M·v2·Ln2((M + m0)/M)/2)) = 1/(1 + (m0/M)/Ln2(1 + m0/M)) < 1. Механический коэффициент полезного действия всегда меньше единицы. Он не зависит от свойств рабочего тела. Пояснения к уравнению (4) d(mт·(v + V)2/2) = mт·(v + V)·dV + dmт·(v + V)2/2 = mт·(v + V)·dV - dm·(v + V)2/2 – дифференциал кинетической энергии истраченной массы топлива. ... Михаил Ost 03.01.2012 г.
Задача о поплавке. Рассмотрим следующую задачу. В бассейн глубиной 90 метров, с горячей водой 80°С, компрессором на самое дно, подаётся сжатый воздух при температуре 20°С. Сжатый воздух проходит через горячую воду, нагревается и надувает гирлянду поплавков переменного объёма. Поплавки всплывают и совершают работу. Производительность компрессора на атмосферном входе Q = 0,167 м3/с; конечное давление – 9 ат; мощность на валу компрессора – 56,5 кВт. Рассчитать полезную работу этой системы. Работа по изотермическому сжатию газа компрессором равна Запишем дифференциал работы через дифференциал массы, объёма и найдем мощность Nи = 38,761 кВт. Дополнительно к работе изотермического сжатия надо добавить статическую работу по вытеснению воды из бака Коэффициент полезного действия компрессора равен (15,179 + 38,761)/56,5 = 0,955. Учитывая, что реальный механический коэффициент полезного действия поршневого компрессора около 90%, то очевидно, что возможности компрессора для этого случая явно преувеличены. Однако для теоретического расчёта это подходит. По мимо статической работы по вытеснению воды, дополнительная работа компрессором затрачивается на ускорение воды при вытеснении. Эта работа практически не обратима на поплавках. Обратите внимание, что средняя величина Найдём работу поплавка при подъёме на поверхность. Поплавок объёмом V преодолевает разность давлений ΔA = Δp·V = g·ρ·Δh·V = g·m·Δh. Пусть разность давлений между нижней и верхней гранями куба равна Δp = g·ρ·Δx, где Δx – длинна ребра куба. Умножим на площадь грани Найдём дифференциал работы dA = dp·Δx·Δx2 = dp·V, что и требовалось доказать. ... |